На главную страницу | Подсказка
СМИ постоянно твердят, упорно создают впечатление что оплотом демократии в мире являются преимущественно США и страны Западной Европы. Позволю себе в этом усомниться. Если бы демократия победила во всем мире, то это было бы наиболее выгодно в первую очередь странам с высокой плотностью населения - таким, как Китай, Индия, Япония. Поэтому есть большие подозрения насчет того, не проводит ли Запад двурушническую политику - говорит о демократии, а тайно способствует установлению тоталитарных режимов, провоцирует массовые беспорядки и даже вооруженные конфликты (общеизвестно, что обеспечить демократию в состоянии войны - весьма затруднительно). Конечно, прямых подтверждений такого рода домыслам у меня нет. Но все-таки кое-что я сегодня готов предложить, а именно - поясню свой тезис о выгоде демократии для стран с высокой плотностью населения.

Территориальные споры

Несмоторя на то, что практически все действующие международные договоры в отношении территорий государств основываются на принципе незыблемости границ, единости и неделимости и.т.п., это не снимает проблему территориальных споров. Из тех, что в последнее время на слуху - Израильско-Палестинские столкновения, претензии Японии на Курильские острова, а также сепаратистские тенденции в Чечне, в Квебеке. С месяц тому назад поговаривали также и об отделении Нью-Йорка от США. Теперь, после уничтожения зданий Всемирного Торгового Центра, наверное, Нью-Йоркцы об этом забудут надолго.

Принципы незыблемости, неделимости и.т.п. не снимают проблему территориальных споров потому, что время идет, люди меняются, а границы остаются прежними. В результате либо кому-то становится нестерпимо тесно в пределах давно установленной территории, либо внутри одной страны возникают сепаратистские тенденции - непреодолимое желание отделиться. Как видим, условности многолетней давности препятствуют естественному развитию событий и в результате - сдерживают прогресс цивилизации в планетарном масштабе.

Практически все так называемые незыблемые границы во все времена изменялись и устанавливались в результате войн. Было время, когда войны были вполне приемлемыми, даже можно сказать - были оптимальным решением. С одной стороны - не было средств массового уничтожения, и потому потери, как правило, были невелики, а при мудрых правителях (с одной стороны, не оказывающих бессмысленного сопротивления, а с другой - не навязывающих побежденным кабальных условий) - и вовсе минимальны. С другой стороны - трудно было решать проблемы исключительно путем переговоров. Дело в том, что в древние времена не было возможности тщательно изучать общественное мнение, правители плохо представляли интересы своего народа, и поэтому им приходилось перестраховываться, дабы в случае переговоров не сделать соседям заведомо неприемлемых уступок.

В наши дни ситуация совершенно противоположная. Любые, даже самые маленькие войны представляют собой серьезную угрозу для всей цивилизации - ведь доведенная до отчаяния сторона конфликта может применить ядерное либо бактериологическое оружие, либо еще что-нибудь похуже. С другой стороны, развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций дает возможность превосходнейшим образом изучить мнения людей и найти оптимальные решения бескровным путем.

Поэтому я утверждаю - с победой демократии во всем мире принципы незыблемости границ и неделимости территорий уйдут в прошлое, открыв новые возможности для прогресса, для развития цивилизации Homo Sapiens.
На место старых принципов придут новые, поэтому предлагаю попытаться представить какими они могли бы быть, и, я надеюсь, будут, в самом недалеком будущем.

В этом светлом будущем будет существенно развито как международное законодательство, так и средства по обеспечению его соблюдения. Международное право будет четко регламентировать все важнейшие аспекты международных отношений, не допуская возмутительного произвола со стороны отдельных государств, а мощная надгосударственная структура будет четко контролировать соблюдение международных правовых норм - в ее распоряжении будет достаточно ресурсов, чтобы в крайнем случае, путем применения санкций, приструнить и даже наказать любую страну-нарушителя.

Все нормы международного права будут вырабатываться истинно демократическим путем, с учетом мнений всего населения планеты, и это даст возможность достичь небывалого уровня справедливости и продуманности законов.

Это было для общего представления, а теперь перейдем конкретно к вопросу границ. Представим, как же именно территориальные споры могли бы решаться в условиях демократии.

Международным правом должно быть четко установлено - что может являться основанием для территориальных претензий. Признание в качестве таких оснований исторических свидетельств и прецедентов было бы весьма неразумно - спорам, пустопорожней болтовне, спекуляциям и разнообразным интерпретациям не было бы конца, реальная власть преешла бы из рук народа в руки ловкачей-юристов и продажных судей - это легко предвидеть, наблюдая сегодняшнее положение дел в правовой сфере. Поэтому основание должно быть сугубо фактологическое, легко верифицируемое, такое, чтобы роль арбитра сводилась к минимуму - к формальному утверждению очевидного для всех факта.

Я предложил бы в качестве такого основания опираться на такой сравнительно легко проверяемый показатель как средняя плотность населения. А именно, если в двух граничащих между собой странах плотность населения существенно (скажем в 2 раза) отличается, то та из двух стран, где плотность населения больше, вправе претендовать на часть территории второй страны. Размер (площадь) этой части должен определяться из принципа уравнивания плотностей населения, а расположение этой части оставляется полностью на усмотрение "уменьшающейся" страны, ну, может быть, с учетом нескольких ограничений. Например, переходящая территория должна граничить с "увеличивающейся" страной, переходящая территория не должна быть сильно вытянутой и не должна иметь слишком сложную форму (все это можно определить очень четко, математически).

Как видим, с изменением границ все достаточно просто. Теперь рассмотрим как можно в таких условиях решать проблему сепаратизма. Здесь все примерно то же самое, опираться можно опять же на принцип плотности населения.

Сепаратизм как правило проявляется следующим образом: некое меньшинство желает отделиться, но не может договориться с большинством населения страны. Большинсво не дает "добро". В результате в обществе растет напряженность, вплоть до массовых беспорядков, вооруженных конфликтов и терроризма. Кое кто считает, что такое положение дел - внутреннее дело страны, и другим вмешиваться не следует. Но пора уже понять (хотя бы в свете вышесказанного) что с развитием технологий любые вооруженные конфликты становятся все опаснее для цивилизации в целом. Поэтому международное право должно четко прописать "право наций на самоопределение".

Это право могло бы выглядеть примерно так. Если некий процент населения страны высказался за отделение, то остальная часть населения страны должна принять решение о выделении сепаратистам территории, площадь которой составляет тот же процент от общей площади государства, т.е. пропорциональна количеству сепаратистов. Расположение выделяемой территории - на усмотрение выделяющих, но с учетом ограничений упомянутого ранее вида.

Понятно, что при вступлении подобного международного права в силу, сразу, одновременно могли бы быть поданы сотни территориальных претензий и их бы пришлось рассматривать все одновременно для справедливого удовлетворения всех требований. Но это, как говорится, временные, и вполне решаемые, трудности.

М-да... Такая вот посетила меня идея. Надеюсь, ни россияне, составляющие большинство моих читателей, ни народ Латвии, где я живу, не будет на меня в сильной обиде из-за этого. Надеюсь, что настанет время, когда люди не будут готовы перегрызть друг другу горло ради личной или клановой выгоды, а будут оценивать свое поведение исходя из того, как оно выглядит в глобальном (на сегодняшний день - как минимум, планетарном) масштабе.

А если и обидятся - то я уж буду знать за что. :-) При описанном мной порядке значительная часть территории России могда бы отойти Японии, где плотность населения как минимум на порядок выше. Чеченцы могли бы получить независимость (правда, не обязательно на территории нынешнй Чечни, а там, где им укажет большинство народа России). В Латвии русскоязычные могли бы отделиться с последующим присоединением к России...


На главную страницу | Подсказка Rambler's
Top100
Rambler's Top100